воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Не сотвори себе кумира: старинные синагоги Ципори, Тверии и Бейт Альфы

Синагоги Ципори и Тверии сами по себе интересны и нетривиальны (первая из них нетривиальна настолько, что даже ведутся споры, является ли она вообще синагогой). Тем не менее, сегодняшней темой станут не сами эти здания, а проблема фигуративного искусства в еврейской традиции.
Вторая заповедь (видимо, не случайно вторая, что свидетельствует о ее важности) гласит: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Этот категоричный запрет на изображения уничтожил на корню еврейское изобразительное искусство, которое осталось декоративным и прикладным (то, что мы сегодня называем «иудаика»). Тем большим было удивление, когда один за другим стали обнаруживаться древние синагоги позднее-римского и византийского периодов, с мозаичными полами, изображавшими знаки зодиака!
קובץ:ZodiacMosaicTzippori.jpg

Знаки зодиака сами по себе являются нарушением запрета на изображения, а ведь некоторые из фигур изображены, мягко говоря, не совсем одетыми. Но и это еще не все: в синагоге Тверии, в центр зодиакального круга помещено изображение греческого бога солнца Гелиоса! И это в синагоге!!!
קובץ:גלגל המזלות חמת טבריה.JPG
Мозаичный пол синагоги в Тверии
Мозаичные полы синагог Тверии, Ципори и четырех других мест, в которых были найдены аналогичные изображения стали головной болью историков, археологов и специалистов по иудаизму. Между тем, похоже, что ларчик открывается довольно просто. Как говорил Остап Бендер, нужно только уметь его открыть. Период с третьего по седьмой века был для иудаизма эпохой открытости и толерантности, не виданной ни до, ни после. Отшумели кровавые антиримские восстания 1-2 веков, завершившиеся катастрофой. Остались в прошлом времена, когда пукнувший во время религиозной церемонии римский часовой вызывал массовые волнения с сотнями жертв. Непримиримые борцы за чистоту религии пали от римских мечей или были проданы в рабство. Оставшиеся в живых внимательней вгляделись в Священное Писание … и обнаружили, что у второй заповеди есть продолжение: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения и т.д., и т.д. Не поклоняйся им и не служи им». Вдруг, всем известная заповедь вырисовывается в новом свете: оказывается, это не запрет изображения, а запрет идолопоклонства!
Что касается Гелиоса, то он упоминается в еврейском мистическом тексте пятого века, как один из ангелов, управляющий солнцем и звездами. Так что к этому времени Гелиос утратил языческую коннотацию и превратился в мистический символ. Кстати, одна из интересных черт мозаичного пола Тверии это загадочные «ошибки» в написании двух последних знаков зодиака: слово «Водолей» написано зеркальным текстом, а слово «Рыбы» (на иврите «Дагим») – с буквой «г» в обратном написании. Первое время считалось, что это помарки, пока не были обнаружены другие синагоги с подобной мозаикой. Выяснилось, что в Ципори слово «Дагим» написано с двойной буквой «г» в обратном написании. А в Бейт Альфе Водолей и Рыбы – единственные знаки, перед которыми стоит союз «и». Если Гелиос – персонаж еврейской мистики того времени, а «ошибки» в определенных, одних и тех же словах – умышленные, то, возможно, вся мозаика содержит некое послание, понятное посвященным.
Как бы то ни было, период 3-7 веков становится одновременно золотым веком и лебединой песней еврейского изобразительного искусства.
Закончить этот разговор мне хочется очаровательной мозаикой синагоги Бейт Альфы, обнаруженной случайно, во время сельскохозяйственных работ.
קובץ:Beit alfa01.jpg
Мозаичный пол синагоги в Бейт Альфа

Свято место пусто не бывает, и когда настоящей живописи нет, ею становится то, что есть. Вот, хотя бы, это. Некоторые искусствоведы считают безымянного автора этого шедевра предтечей примитивизма. Любуясь этим чудом, можно поразмышлять о том, насколько непоправимым оказался ущерб, причиненный еврейской культуре однобоким прочтением второй заповеди.
Особенно удалась безымянному гению сцена жертвоприношения Исаака.
קובץ:Beit alfa02.jpg

Мозаичный пол синагоги в Ципори
Интересно, что, видимо не рассчитывая на то, что зритель самостоятельно разберется кто из персонажей Исаак, кто Авраам, а кто козленок, автор предусмотрительно снабдил изображения соответствующими надписями. Глядя на фигуру Авраама, изображенную с впечатляющей экспрессией, мне приходит на ум фраза из фильма Бертрана Тавернье: «Если человек создан по образу и подобию Божию, не хотел бы я встретить такого Бога в темном переулке».


Комментариев нет:

Отправить комментарий